Контакты кафедры культуры и дизайна Российского государственного социального университета

Москва, ул. Вильгельма Пика, д.4, к.3, каб. 406. Проезд до м. "Ботанический сад". Последний вагон из центра, далее пешком 7-10 минут.

Тел.: 8(495)748-6767, доб.18-37; 8(915)170-9022; e-mail:

ПУШКАРЕВА ТАТЬЯНА ВИТАЛЬЕВНА,

доцент кафедры культуры и дизайна РГСУ, кандидат философских наук

 E-mail: ap-bib@yandex.ru

 

Образование, ученые степени

Кандидат философских наук: 2001, специальность 24.00.01. Теория и история культуры

 

Профессиональные интересы

  • Теория культуры
  • Социология культуры
  • Философия и социология образования в глобальном мире
  • Социокультурные аспекты языкознания
  • Компаративные исследования исторического сознания, исторической, культурной памяти; историческая имагология
  • История искусства

 

Опыт научно-практической работы

1999-2007, заместитель главного редактора научно-педагогического журнала «Вестник учебной и детской литературы»;
2002 - 2010, обозреватель журнала «Право в школе»;
2002-2006, обозреватель приложения "Учебники" газеты "Первое сентября";
2008, руководитель научно-исследовательского проекта в рамках международной научной программы «Иммануил Кант» (Германская служба академических обменов (DAAD) и Министерство образования и науки РФ).
 

Публикации

  1. Рок-культура (статья)// Культурология. ХХ век. Энциклопедия  в 2-х томах. Спб.: Университетская книга, 1998. С. 178–179. (В соавторстве со Смирновым И.)
  2. Рок-культура (статья) // Культурология XX век. Словарь. Сборник научных статей. СПб.: Университетская книга, 1998. (В соавторстве со Смирновым И.)
  3. «Неправильно что-то внутри Югославии». По результатам социологического исследования, проведенного кафедрой культурологии и социокультурной деятельности МГСУ (статья)// Школьное обозрение. ­– М.: Локус-Пресс, 1998. –№ 2-3. 
  4. Рецензия: Энциклопедический словарь юного историка: Отечественная история / Сост. Б.Перхавко. – М.: Педагогика-Пресс, 1998. //Учебники. Приложение к газете «Первое сентября», №10, 1999.
  5. История на жареных фактах. (Хуторской В.Я. История России от Рюрика до Ельцина. М.: Новый век, 1998.) Рецензия // Учебники. Приложение к газете «Первое сентября», №31, 1999.
  6. Чье же наследство? (История мировой культуры. Наследие Запада: Курс лекций. – М.: Институт «Открытое Общество», РГГУ, 1998.) Рецензия.// Учебники. Приложение к газете «Первое сентября», №43, 1999.
  7. Поурочное планирование – в мирных целях. (Кацва Л.А. История России с древнейших времен до середины XIX в.: Пособие для старшеклассников и абитуриентов. – М.: АСТ, 1999.) Рецензия //Учебники. Приложение к газете «Первое сентября», №60, 1999.
  8. Свободный потомок ОГП. (Володина С.И., Полиевктова А.М., Ашмарина Е.М. Основы правовых знаний: Пробный учебник для 8–9 классов. Книги 1 и 2. – М.: Вита-Пресс, 1999; Ловягин С.Н. Володина С.И., Калпин А.Г.; Практикум по курсу «Основы правовых знаний»: Пособие для учащихся 8–9 классов. – М.: Вита-Пресс, 1999; Суворова Н.Г., Ашмарина Е.М. и др.; Методическое пособие по курсу «Основы правовых знаний»: Пособие для учителя. – М.: Вита-Пресс, 1999.) Рецензия // Учебники. Приложение к газете «Первое сентября», №24, 2000
  9. Лабиринт культуры с птичьего полета. (Гузик М.А. Учебный путеводитель по мировой художественной культуре: Древний Восток и Западная Европа. Кн. для учащихся. – М.: Просвещение, 1999. – 208 с.) Рецензия //Учебники. Приложение к газете «Первое сентября», №36, 2000.
  10. К вопросу о хронотопе (статья) // Научные труды Московского педагогического государственного университета им. В.И.Ленина. Серия: Социально-исторические науки. - Москва: Прометей, 1999. - С. 338-340.
  11. Российский учебник как «достижение народного хозяйства» (статья) // Учебники. Приложение к газете «Первое сентября», №69, 2000.
  12. Вперед, к специализации. Проблема подготовки учителей информатики в российских вузах //Школьное обозрение. ­– М.: Локус-Пресс, 2001. – № 1. – С. 10–12.
  13. Восприятие времени в современную эпоху (статья) //Человек в контексте культуры. Сборник научных статей. Вып. 3. Ставрополь, 2000. С. 171-176.
  14. Педагогическая польза медицинского взгляда на мир. (Черносвитов Е.В. Социальная медицина. – М.: ВЛАДОС, 2000.) Рецензия // Учебники. Приложение к газете «Первое сентября», №17, 2001
  15. Два шага вперед, один назад. Опыт проведения единого государственного экзамена в Республике Марий Эл (статья) //Школьное обозрение. ­– М.: Локус-Пресс, 2001. – № 2. – С. 8–12.
  16. Единый экзамен. Великий и ужасный (итоги социологического опроса) // Школьное обозрение. ­– М.: Локус-Пресс, 2001. –№ 2. – С. 32–33.
  17. Опять хочется  как лучше… К вопросу об оптимизации Федерального перечня учебной литературы (статья) // Школьное обозрение. ­– М.: Локус-Пресс, 2001. –№ 4. – С. 32–38.
  18. Меню для школьного «железа». Обзор учебных мультимедиа-продуктов (статья) // Школьное обозрение. ­– М.: Локус-Пресс, 2001. – №1. – С. 29–32.
  19. Китайские экзамены: единые и многообразные (статья) // Школьное обозрение. ­– М.: Локус-Пресс, 2001.– №4.– С. 15–17.
  20. Бессонное лихо. Проблемы авторского права в условиях вариативного учебного книгоиздания (статья) // Школьное обозрение. ­– М.: Локус-Пресс, 2002. –№ 3. – С. 50–53.
  21. Новый пасьянс. Решит ли проблему вариативности учебников вариативность федеральных перечней? (статья) // Школьное обозрение. ­– М.: Локус-Пресс, 2002. –№ 3. – С. 42 – 47.
  22. И представлял я рай похожим на библиотеку…  в Марьине (статья) // Учебники. Приложение к газете «Первое сентября», №9, 2002
  23. Школьные учебники – маленькие проблемы, вузовские учебники...(статья) // Учебники. Приложение к газете «Первое сентября», №25, 2002
  24. Учебники устаревают, но их авторы – не имеют права. Новая технология создания учебника (статья) //Учебники. Приложение к газете «Первое сентября», №42, 2002
  25. Школьные проблемы на конференции «Крым-2002»: с трибуны и в кулуарах //Учебники. Приложение к газете «Первое сентября», №45, 2002
  26. Границы невозможного. О проблеме учебников для детей с нарушением зрения (статья) //Школьное обозрение. ­– М.: Локус-Пресс, 2003. –№1. – С. 22–24.
  27. Темпоральность и координаты исторической памяти (тезисы) //Россия в системе глобальных социальных координат. Тезисы выступлений 25 ноября 2002 года (II-ой Международный социальный конгресс) в 2-х томах. – М.: Издательство МГСУ, 2003. – Т.1.  с.307–310.
  28. Нескучное профессиональное. (Школьное обозрение. №1, 2003.) Рецензия // Учебники. Приложение к газете «Первое сентября», №29, 2003
  29. Большие заботы маленьких библиотек. О работе секции школьных библиотек на VIII конференции Российской библиотечной ассоциации // Учебники. Приложение к газете «Первое сентября», №39, 2003
  30. Продвинутым пользователям учебной литературы. (Школьное обозрение. №2, 2003.) Рецензия // Учебники. Приложение к газете «Первое сентября», №46, 2003
  31. Истории про двоечников с продолжением. (Школьное обозрение. №3, 2003.) Рецензия // Учебники. Приложение к газете «Первое сентября», №66, 2003
  32. Жертве БУПа посвящается… (Школьное обозрение. №5, 2003.) Рецензия // Учебники. Приложение к газете «Первое сентября», №74, 2003
  33. Учебники «под лупой». (Школьное обозрение. №6, 2003.) Рецензия // Учебники. Приложение к газете «Первое сентября», №88, 2003
  34. Успокоить нервы - экзаменом. О подготовке к московскому ЕГЭ (статья) // Школьное обозрение. 2004. №3. С. 24-25
  35. Собирай портфолио смолоду. Об эксперименте по введению папки индивидуальных достижений девятиклассников (статья) // Школьное обозрение. 2004. №4. С. 12
  36. Глобализация в образовании: победа или крах проекта Просвещения? (тезисы)// Актуальные проблемы гуманизации современного социального образования. Материалы Третьих годичных чтений гуманитарного факультета МГСУ 24-25 января 2004 (Дополнительный выпуск). – М.:РИЦ ООО «ЦентрАрт», 2004. – С. 61–63.
  37. Десять веков трудов и развлечений. (Короткова М.В. Путешествие в историю русского быта. – М: Дрофа, 2003.) Рецензия // Учебники. Приложение к газете «Первое сентября», №5, 2004
  38. Собрана первая коллекция лучших образцов зарубежной учебной литературы // Учебники. Приложение к газете «Первое сентября», №13, 2004
  39. Библиотеки – для школы. О работе библиотечной секции научно-практической конференции «V Всероссийский @вгустовский Интернет-педсовет – 2004» // Информационный бюллетень РБА. №33. СПб, 2004. – С. 97-99.
  40. Память – культура – история: философские проблемы изучения социально-исторического времени (тезисы) // Социальные процессы и социальные отношения в современной России: тезисы выступлений 25-26 ноября 2004 года (IV Международный социальный конгресс). – М.: Изд-во РГСУ, 2004. Т.3. – С.176–180.
  41. Реформирование российского образования: на пути к теоретическому осмыслению (статья) //Социальное партнерство: проблемы взаимодействия человека, общества, государства. (Материалы четвертых годичных научных чтений РГСУ 29–30 января 2005 года. Часть II . – М.: РИЦ Москва–Санкт-Петербург», 2005. – С. 26 –29.)
  42. В ожидании «цифрового бума». Современное состояние учебного книгоиздания для средней школы. Доклад на Международной конференции «Крым–2006» // Библиотека в школе. 2006, №20.
  43. Мерцающее поле истории: к вопросу о диалектике коллективной памяти и забвения (статья) // Социология и социальная политика, 2008, №2.
  44. Механизмы формирования исторической памяти (тезисы)// III Всероссийский социологический конгресс. 21-24 октября 2008 года. М., 2008 (CD)
  45. Амбивалентность мировых процессов ремифологизации общественного исторического сознания // Отражение событий современной российской истории в общественном сознании и отечественной литературе (1985 - 2000 гг.). Тезисы научно-практической конференции Фонда современной отечественной истории, 27 - 28 октября 2009 год (Москва). (0,1 п.л.) (В соавторстве с Николаевой У.Г.)
  46. Gedächtnis – Erinnerung – Erinnerungskultur в историческом сознании современной Германии //Вестник Московского государственного университета им. М.В.Ломоносова. Серия 22. Теория перевода.  2009. №3 (1 п.л.) (В соавторстве с Р.А.Малининой.)
  47. Между чувством и разумом: исторические представления немецких и российских школьников //Право в школе. 2009, №3, С. 60-64. (0,5 п.л.)
  48. Структура и механизмы формирования национального исторического сознания. Отчет по проекту № 16231 аналитической ведомственной целевой программы «Развитие научного потенциала высшей школы (2006-2008 годы). Рукопись деп. во Всероссийском научном техническом информационном центре. М., 2009.  (3 п.л.)
  49. The structure and the mechanisms of shaping national historical consciousness in contemporary Russia and Germany (based on analysis of school textbooks of history and schoolchildren’s survey) // 9th Conference of European Sociological Association ESA2009 "European Society or European Societies”. 02-05 September 2009. Lisboa – Portugal ISTE – IUL. Abstract book. CD (0,1 п.л.)
  50. The German and Russian pupils’ image of national history. An experience of the comparative study of historical memory // Sociology: History, Theory, and Practices /Bridging the World Together. To the memory of Vladimir Kultygin. Vol.10. Moscow: Institute of Socio-Political Research, RAS. 2009 (0,4 п.л.)
  51. Проблематика исторической памяти в современной Германии: научная теория и социальная практика // Ученые записки РГСУ. №2, 2010. – С. 72-78.
  52. Прошлого длинная тень: проблематика исторической памяти в трудах Алейды Ассман //Российская культура в социальном пространстве мира. Выпуск 4. М.: РГСУ, 2010. – С. 81-85.
  53. Суд истории: право или мораль? // Право в школе. №2, 2010. – С. 42-44.
  54. Оплот ада. Манфред Заппер, Фолькер Вайхзель, Андреа Хутерер. (Перевод с нем.) // Портал «Варлам Шаламов»: http://shalamov.ru/research/61/23.html
  55. О России на трех языках. (И.И.Шарифжанов. Изолированная страна. История России на страницах школьных учебников США и Западной Европы. Казань: Магариф, 2009. – 150 с.) Рецензия // Право в школе. №3, 2010.

 

Учебно-методические разработки

  1. Культурология. Учебно-методические материалы. М.: Изд-во МГСУ «Союз», 2003. (В соавторстве.)
  2. Межкультурная коммуникация. Учебно-методические материалы. М.: Изд-во МГСУ «Союз», 2003. (В соавторстве.)
  3. Мировая художественная культура. Учебно-методические материалы. М.: Локус-Пресс, 2004. (В соавторстве.)
  4. Один раз увидеть — лучше! Методические рекомендации по использованию видеофильма «Всемирная история живописи» (ВВС)//Российская культура в социальном пространстве мира. Выпуск 4. М.: РГСУ, 2010. – С. 138-141..com
  5. История культуры. Рабочая программа и учебно-методические рекомендации для студентов РГСУ, обучающихся по направлению 03300.62 - Культуролог (бакалавр). М.: PubMix.com, 2012.
  6. Массовая культура. Рабочая программа и учебно-методические рекомендации для студентов РГСУ, обучающихся по направлению 03300.62 - Культуролог (бакалавр). М.: PubMix.com, 2012.
  7. Прикладная культурология. Рабочая программа и учебно-методические рекомендации для студентов РГСУ, обучающихся по направлению 03300.62 - Культуролог (бакалавр). М.: PubMix.com, 2012.
  8. История изобразительного искусства. Рабочая программа и учебно-методические рекомендации для студентов социального колледжа РГСУ, обучающихся по направлению 07250151 - Дизайн (по отраслям). М.: PubMix.com, 2012.
  9. История изобразительного искусства. Рабочая программа и учебно-методические рекомендации для студентов социального колледжа РГСУ, обучающихся по направлению "Реклама". М.: PubMix.com, 2012
  10. Прикладная культурология. Рабочая программа и учебно-методические рекомендации для аспирантов РГСУ, обучающихся по специальности 24.00.01 (Теория и история культуры). М.: PubMix.com, 2012.

 

Читаемые дисциплины

Прикладная культурология
История искусств
История изобразительного искусства
Мировая художественная культура
Всемирное культурное наследие
 

 

 

 

 

 
Конструктор сайтов - uCoz