Контакты кафедры культуры и дизайна Российского государственного социального университета
Москва, ул. Вильгельма Пика, д.4, к.3, каб. 406. Проезд до м. "Ботанический сад". Последний вагон из центра, далее пешком 7-10 минут.
Тел.: 8(495)748-6767, доб.18-37; 8(915)170-9022; e-mail: kult-rgsu@yandex.ru
|
ПУШКАРЕВА ТАТЬЯНА ВИТАЛЬЕВНА,
доцент кафедры культуры и дизайна РГСУ, кандидат философских наук
E-mail: ap-bib@yandex.ru
Образование, ученые степени
Кандидат философских наук: 2001, специальность 24.00.01. Теория и история культуры
Профессиональные интересы
- Теория культуры
- Социология культуры
- Философия и социология образования в глобальном мире
- Социокультурные аспекты языкознания
- Компаративные исследования исторического сознания, исторической, культурной памяти; историческая имагология
- История искусства
Опыт научно-практической работы
1999-2007, заместитель главного редактора научно-педагогического журнала «Вестник учебной и детской литературы»;
2002 - 2010, обозреватель журнала «Право в школе»;
2002-2006, обозреватель приложения "Учебники" газеты "Первое сентября";
2008, руководитель научно-исследовательского проекта в рамках международной научной программы «Иммануил Кант» (Германская служба академических обменов (DAAD) и Министерство образования и науки РФ).
Публикации
- Рок-культура (статья)// Культурология. ХХ век. Энциклопедия в 2-х томах. Спб.: Университетская книга, 1998. С. 178–179. (В соавторстве со Смирновым И.)
- Рок-культура (статья) // Культурология XX век. Словарь. Сборник научных статей. СПб.: Университетская книга, 1998. (В соавторстве со Смирновым И.)
- «Неправильно что-то внутри Югославии». По результатам социологического исследования, проведенного кафедрой культурологии и социокультурной деятельности МГСУ (статья)// Школьное обозрение. – М.: Локус-Пресс, 1998. –№ 2-3.
- Рецензия: Энциклопедический словарь юного историка: Отечественная история / Сост. Б.Перхавко. – М.: Педагогика-Пресс, 1998. //Учебники. Приложение к газете «Первое сентября», №10, 1999.
- История на жареных фактах. (Хуторской В.Я. История России от Рюрика до Ельцина. М.: Новый век, 1998.) Рецензия // Учебники. Приложение к газете «Первое сентября», №31, 1999.
- Чье же наследство? (История мировой культуры. Наследие Запада: Курс лекций. – М.: Институт «Открытое Общество», РГГУ, 1998.) Рецензия.// Учебники. Приложение к газете «Первое сентября», №43, 1999.
- Поурочное планирование – в мирных целях. (Кацва Л.А. История России с древнейших времен до середины XIX в.: Пособие для старшеклассников и абитуриентов. – М.: АСТ, 1999.) Рецензия //Учебники. Приложение к газете «Первое сентября», №60, 1999.
- Свободный потомок ОГП. (Володина С.И., Полиевктова А.М., Ашмарина Е.М. Основы правовых знаний: Пробный учебник для 8–9 классов. Книги 1 и 2. – М.: Вита-Пресс, 1999; Ловягин С.Н. Володина С.И., Калпин А.Г.; Практикум по курсу «Основы правовых знаний»: Пособие для учащихся 8–9 классов. – М.: Вита-Пресс, 1999; Суворова Н.Г., Ашмарина Е.М. и др.; Методическое пособие по курсу «Основы правовых знаний»: Пособие для учителя. – М.: Вита-Пресс, 1999.) Рецензия // Учебники. Приложение к газете «Первое сентября», №24, 2000
- Лабиринт культуры с птичьего полета. (Гузик М.А. Учебный путеводитель по мировой художественной культуре: Древний Восток и Западная Европа. Кн. для учащихся. – М.: Просвещение, 1999. – 208 с.) Рецензия //Учебники. Приложение к газете «Первое сентября», №36, 2000.
- К вопросу о хронотопе (статья) // Научные труды Московского педагогического государственного университета им. В.И.Ленина. Серия: Социально-исторические науки. - Москва: Прометей, 1999. - С. 338-340.
- Российский учебник как «достижение народного хозяйства» (статья) // Учебники. Приложение к газете «Первое сентября», №69, 2000.
- Вперед, к специализации. Проблема подготовки учителей информатики в российских вузах //Школьное обозрение. – М.: Локус-Пресс, 2001. – № 1. – С. 10–12.
- Восприятие времени в современную эпоху (статья) //Человек в контексте культуры. Сборник научных статей. Вып. 3. Ставрополь, 2000. С. 171-176.
- Педагогическая польза медицинского взгляда на мир. (Черносвитов Е.В. Социальная медицина. – М.: ВЛАДОС, 2000.) Рецензия // Учебники. Приложение к газете «Первое сентября», №17, 2001
- Два шага вперед, один назад. Опыт проведения единого государственного экзамена в Республике Марий Эл (статья) //Школьное обозрение. – М.: Локус-Пресс, 2001. – № 2. – С. 8–12.
- Единый экзамен. Великий и ужасный (итоги социологического опроса) // Школьное обозрение. – М.: Локус-Пресс, 2001. –№ 2. – С. 32–33.
- Опять хочется как лучше… К вопросу об оптимизации Федерального перечня учебной литературы (статья) // Школьное обозрение. – М.: Локус-Пресс, 2001. –№ 4. – С. 32–38.
- Меню для школьного «железа». Обзор учебных мультимедиа-продуктов (статья) // Школьное обозрение. – М.: Локус-Пресс, 2001. – №1. – С. 29–32.
- Китайские экзамены: единые и многообразные (статья) // Школьное обозрение. – М.: Локус-Пресс, 2001.– №4.– С. 15–17.
- Бессонное лихо. Проблемы авторского права в условиях вариативного учебного книгоиздания (статья) // Школьное обозрение. – М.: Локус-Пресс, 2002. –№ 3. – С. 50–53.
- Новый пасьянс. Решит ли проблему вариативности учебников вариативность федеральных перечней? (статья) // Школьное обозрение. – М.: Локус-Пресс, 2002. –№ 3. – С. 42 – 47.
- И представлял я рай похожим на библиотеку… в Марьине (статья) // Учебники. Приложение к газете «Первое сентября», №9, 2002
- Школьные учебники – маленькие проблемы, вузовские учебники...(статья) // Учебники. Приложение к газете «Первое сентября», №25, 2002
- Учебники устаревают, но их авторы – не имеют права. Новая технология создания учебника (статья) //Учебники. Приложение к газете «Первое сентября», №42, 2002
- Школьные проблемы на конференции «Крым-2002»: с трибуны и в кулуарах //Учебники. Приложение к газете «Первое сентября», №45, 2002
- Границы невозможного. О проблеме учебников для детей с нарушением зрения (статья) //Школьное обозрение. – М.: Локус-Пресс, 2003. –№1. – С. 22–24.
- Темпоральность и координаты исторической памяти (тезисы) //Россия в системе глобальных социальных координат. Тезисы выступлений 25 ноября 2002 года (II-ой Международный социальный конгресс) в 2-х томах. – М.: Издательство МГСУ, 2003. – Т.1. с.307–310.
- Нескучное профессиональное. (Школьное обозрение. №1, 2003.) Рецензия // Учебники. Приложение к газете «Первое сентября», №29, 2003
- Большие заботы маленьких библиотек. О работе секции школьных библиотек на VIII конференции Российской библиотечной ассоциации // Учебники. Приложение к газете «Первое сентября», №39, 2003
- Продвинутым пользователям учебной литературы. (Школьное обозрение. №2, 2003.) Рецензия // Учебники. Приложение к газете «Первое сентября», №46, 2003
- Истории про двоечников с продолжением. (Школьное обозрение. №3, 2003.) Рецензия // Учебники. Приложение к газете «Первое сентября», №66, 2003
- Жертве БУПа посвящается… (Школьное обозрение. №5, 2003.) Рецензия // Учебники. Приложение к газете «Первое сентября», №74, 2003
- Учебники «под лупой». (Школьное обозрение. №6, 2003.) Рецензия // Учебники. Приложение к газете «Первое сентября», №88, 2003
- Успокоить нервы - экзаменом. О подготовке к московскому ЕГЭ (статья) // Школьное обозрение. 2004. №3. С. 24-25
- Собирай портфолио смолоду. Об эксперименте по введению папки индивидуальных достижений девятиклассников (статья) // Школьное обозрение. 2004. №4. С. 12
- Глобализация в образовании: победа или крах проекта Просвещения? (тезисы)// Актуальные проблемы гуманизации современного социального образования. Материалы Третьих годичных чтений гуманитарного факультета МГСУ 24-25 января 2004 (Дополнительный выпуск). – М.:РИЦ ООО «ЦентрАрт», 2004. – С. 61–63.
- Десять веков трудов и развлечений. (Короткова М.В. Путешествие в историю русского быта. – М: Дрофа, 2003.) Рецензия // Учебники. Приложение к газете «Первое сентября», №5, 2004
- Собрана первая коллекция лучших образцов зарубежной учебной литературы // Учебники. Приложение к газете «Первое сентября», №13, 2004
- Библиотеки – для школы. О работе библиотечной секции научно-практической конференции «V Всероссийский @вгустовский Интернет-педсовет – 2004» // Информационный бюллетень РБА. №33. СПб, 2004. – С. 97-99.
- Память – культура – история: философские проблемы изучения социально-исторического времени (тезисы) // Социальные процессы и социальные отношения в современной России: тезисы выступлений 25-26 ноября 2004 года (IV Международный социальный конгресс). – М.: Изд-во РГСУ, 2004. Т.3. – С.176–180.
- Реформирование российского образования: на пути к теоретическому осмыслению (статья) //Социальное партнерство: проблемы взаимодействия человека, общества, государства. (Материалы четвертых годичных научных чтений РГСУ 29–30 января 2005 года. Часть II . – М.: РИЦ Москва–Санкт-Петербург», 2005. – С. 26 –29.)
- В ожидании «цифрового бума». Современное состояние учебного книгоиздания для средней школы. Доклад на Международной конференции «Крым–2006» // Библиотека в школе. 2006, №20.
- Мерцающее поле истории: к вопросу о диалектике коллективной памяти и забвения (статья) // Социология и социальная политика, 2008, №2.
- Механизмы формирования исторической памяти (тезисы)// III Всероссийский социологический конгресс. 21-24 октября 2008 года. М., 2008 (CD)
- Амбивалентность мировых процессов ремифологизации общественного исторического сознания // Отражение событий современной российской истории в общественном сознании и отечественной литературе (1985 - 2000 гг.). Тезисы научно-практической конференции Фонда современной отечественной истории, 27 - 28 октября 2009 год (Москва). (0,1 п.л.) (В соавторстве с Николаевой У.Г.)
- Gedächtnis – Erinnerung – Erinnerungskultur в историческом сознании современной Германии //Вестник Московского государственного университета им. М.В.Ломоносова. Серия 22. Теория перевода. 2009. №3 (1 п.л.) (В соавторстве с Р.А.Малининой.)
- Между чувством и разумом: исторические представления немецких и российских школьников //Право в школе. 2009, №3, С. 60-64. (0,5 п.л.)
- Структура и механизмы формирования национального исторического сознания. Отчет по проекту № 16231 аналитической ведомственной целевой программы «Развитие научного потенциала высшей школы (2006-2008 годы). Рукопись деп. во Всероссийском научном техническом информационном центре. М., 2009. (3 п.л.)
- The structure and the mechanisms of shaping national historical consciousness in contemporary Russia and Germany (based on analysis of school textbooks of history and schoolchildren’s survey) // 9th Conference of European Sociological Association ESA2009 "European Society or European Societies”. 02-05 September 2009. Lisboa – Portugal ISTE – IUL. Abstract book. CD (0,1 п.л.)
- The German and Russian pupils’ image of national history. An experience of the comparative study of historical memory // Sociology: History, Theory, and Practices /Bridging the World Together. To the memory of Vladimir Kultygin. Vol.10. Moscow: Institute of Socio-Political Research, RAS. 2009 (0,4 п.л.)
- Проблематика исторической памяти в современной Германии: научная теория и социальная практика // Ученые записки РГСУ. №2, 2010. – С. 72-78.
- Прошлого длинная тень: проблематика исторической памяти в трудах Алейды Ассман //Российская культура в социальном пространстве мира. Выпуск 4. М.: РГСУ, 2010. – С. 81-85.
- Суд истории: право или мораль? // Право в школе. №2, 2010. – С. 42-44.
- Оплот ада. Манфред Заппер, Фолькер Вайхзель, Андреа Хутерер. (Перевод с нем.) // Портал «Варлам Шаламов»: http://shalamov.ru/research/61/23.html
- О России на трех языках. (И.И.Шарифжанов. Изолированная страна. История России на страницах школьных учебников США и Западной Европы. Казань: Магариф, 2009. – 150 с.) Рецензия // Право в школе. №3, 2010.
Учебно-методические разработки
- Культурология. Учебно-методические материалы. М.: Изд-во МГСУ «Союз», 2003. (В соавторстве.)
- Межкультурная коммуникация. Учебно-методические материалы. М.: Изд-во МГСУ «Союз», 2003. (В соавторстве.)
- Мировая художественная культура. Учебно-методические материалы. М.: Локус-Пресс, 2004. (В соавторстве.)
- Один раз увидеть — лучше! Методические рекомендации по использованию видеофильма «Всемирная история живописи» (ВВС)//Российская культура в социальном пространстве мира. Выпуск 4. М.: РГСУ, 2010. – С. 138-141..com
- История культуры. Рабочая программа и учебно-методические рекомендации для студентов РГСУ, обучающихся по направлению 03300.62 - Культуролог (бакалавр). М.: PubMix.com, 2012.
- Массовая культура. Рабочая программа и учебно-методические рекомендации для студентов РГСУ, обучающихся по направлению 03300.62 - Культуролог (бакалавр). М.: PubMix.com, 2012.
- Прикладная культурология. Рабочая программа и учебно-методические рекомендации для студентов РГСУ, обучающихся по направлению 03300.62 - Культуролог (бакалавр). М.: PubMix.com, 2012.
- История изобразительного искусства. Рабочая программа и учебно-методические рекомендации для студентов социального колледжа РГСУ, обучающихся по направлению 07250151 - Дизайн (по отраслям). М.: PubMix.com, 2012.
- История изобразительного искусства. Рабочая программа и учебно-методические рекомендации для студентов социального колледжа РГСУ, обучающихся по направлению "Реклама". М.: PubMix.com, 2012
- Прикладная культурология. Рабочая программа и учебно-методические рекомендации для аспирантов РГСУ, обучающихся по специальности 24.00.01 (Теория и история культуры). М.: PubMix.com, 2012.
Читаемые дисциплины
Прикладная культурология
История искусств
История изобразительного искусства
Мировая художественная культура
Всемирное культурное наследие
|
|