ПОРТНОВА ТАТЬЯНА ВАСИЛЬЕВНА,
профессор кафедры культуры и дизайна, доктор искусствоведения
Образование, ученые звания
Доктор искусствоведения: 2009, специальность 17.00.00 «Искусствоведение», тема «Проблемы взаимодействия балета и пластических искусств в русской художественной культуре конца XIX - начала ХХ вв.».
Профессиональные интересы
- Теория и история зарубежного и отечественного искусства
- Творческие проблемы визуальных искусств и дизайна
- Анализ и интерпретация художественных произведений
- Мировое художественное наследие (музейные и частные собрания).
- История стилей в искусстве
- Методы научных исследований.
Членство в творческих союзах, участие в выставках
Член Ассоциации искусствоведов, Международной ассоциации художественных критиков (Франция), Московского союза художников (секции искусствознания), Международного художественного фонда, Союза театральных деятелей РФ
Опыт научно-практической работы
Научно-исследовательская работа в фондах музейных и частных собраниях России и за рубежом (составление научных паспортов, описание, атрибуция и каталогизация художественных произведений), экскурсионная и преподавательская деятельность.
Основные публикации (последние)
1. Балетный костюм Л.Бакста: Проблемы исследования художественной символики. Символы, коды, знаки//Сборник материалов 10-й конференции из цикла «Григорьевские чтения». М., 2008. - С.51 – 64.
2 .Композиционные принципы построения художественных произведений (классический танец и изображение.) //Грани культуры. Актуальные проблемы истории и современности. IV межрегиональная научная конференция. 15 декабря. 2008. - М., 2009. - С.241 – 252.
3. Поэтика русского балета в пластике малых форм конца XIX первой трети ХХ вв. //Дискуссия теоретиков и практиков. 2010 №1(3). - С. 108 -113.
4. Эстетика С.Дягилева в культурном пространстве современной эпохи //Наука о культуре и культурологическая деятельность в условиях современной России. Теоретико-методологические проблемы культурологи и искусствознания. РГСУ. Вып. 7. М., 2011. - С. 96-100.
5. Роль информационных технологий в изучении памятников искусства// Наука о культуре и культурологическая деятельность в условиях современной России. Теоретико-методологические проблемы культурологи и искусствознания. РГСУ. Вып. 7. М., 2011. - С.158-161.
6 А.Бенуа и балетный театр: к вопросам сценографии и дизайна// Актуальные проблемы социальной рекламы и дизайна. Сб. научных статей РГСУ. Вып. 2. М., 2011. - С. 113-122.
7. Импрессионистическое направление в интерпретации танца конца XIX - начала ХХ вв. (З.Серебрякова и Э.Дега) // Философия в контексте культуры. Международная научная конференция. 16 – 23 апреля. 2011г. Чехия (Прага). - С. 102 -106.
8. В.Бартанюк-посвящение театру (традиции и современность) //Материалы VII Международной Научно-практической конференции «Европейская наука».XXI века. 7-15 мая 2011 г. Философия, филология. - С.69-71.
9. Историография и иконография «Русских балетных сезонов» //Вестник Академии русского балета им. А.Я.Вагановой. с.Петербург. 2011 № 1(25). - С 100 -113.
10. Танец К. Сомова и С.Судейкина в художественно – образной природе ретроспективизма. //Театр. Живопись, Кино, Музыка. ГИТИС. Альманах. 2011 № 4. - С. 85- 97.
11. Архитектура театров мира: становление и эволюция развития (античность, средневековье, возрождение) //« Проблемы международной интеграции национальных образовательных стандартов». Международная научная конференция. Франция (Париж). Международный журнал экспериментального образования, 2012, № 4. - С. 53-58.
12. Творческая личность М. Фокина в контексте художественного наследия рубежа XIX –XX вв. //Выдающиеся мастера и выпускники Петербургской школы балета. Сб. статей. АРБ им. А.Вагановой. СПб. - С. 55-64.
13. Истоки балетной иконографии (о двуединстве образа и эпохи) //Международная научная конференция. «Новые технологии, инновации, изобретения». Мальдивские острова. 2012. Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2012 № 4. - С. 62-65.
14. Архитектура театров мира: становление и эволюция развития (Западная Европа XVII-XX вв.)//«Культурное наследие России в современном мире» Международная научная конференция. Англия (Лондон). Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2012 № 7. - C. 147- 153.
15. Slavis genesis in historical-cultural heritage of theflrst period of «Russian ballet seasons» //Science, technology and Higher Education Materials of the international research and practice conference. Vol.1. 2012. Westwood, Canada. 2012. - P. 562-565.
16. Специфика театральной экскурсии (на основе экспозиций театральных музеев)// Актуальные проблемы науки и образования, Куба (Варадеро). 20-31 марта 2013. Успехи современного естествознания" 2013, №2. - C. 115-118.
17. Сценический дизайн (свето-цветовое состояние балетного спектакля)// Актуальные проблемы социокультурного и художественного проектирования. Теоретико- методологические проблемы культурологи и искусствознания. Сб. научных статей. РГСУ М., 2013. Вып. 9. - C. 141-149.
18. Art historical analysis is a major component of the development of tours, art heritage// Priority directions of the development of science, technology, and engineering, Italy (Rome-Florence), 10 April -17 April International Journal of experimental education. 2013. - P. 69-70.