Контакты кафедры культуры и дизайна Российского государственного социального университета

Москва, ул. Вильгельма Пика, д.4, к.3, каб. 406. Проезд до м. "Ботанический сад". Последний вагон из центра, далее пешком 7-10 минут.

Тел.: 8(495)748-6767, доб.18-37; 8(915)170-9022; e-mail:

 

 

ПОРТНОВА ТАТЬЯНА ВАСИЛЬЕВНА,

профессор кафедры культуры и дизайна, доктор искусствоведения

 

Образование, ученые звания

Доктор искусствоведения: 2009, специальность 17.00.00 «Искусствоведение», тема «Проблемы взаимодействия балета и пластических искусств в русской художественной культуре конца XIX - начала ХХ вв.».

Академик Международной Европейской академии, Петровской академии искусств и наук, Российской академии естествознания,
Член-корреспондент Международной академии культуры и искусства,
Почетный доктор (doctor of science, honoris causa) РАЕ, заслуженный деятель науки и образования (РАЕ)
 

 

Профессиональные интересы

  • Теория и история зарубежного и отечественного искусства
  • Творческие проблемы визуальных  искусств и дизайна
  • Анализ и интерпретация художественных произведений
  • Мировое художественное наследие (музейные и частные собрания).
  • История стилей в искусстве
  • Методы научных исследований.

 

Членство в творческих союзах, участие в выставках

Член  Ассоциации искусствоведов, Международной ассоциации художественных критиков (Франция), Московского союза художников (секции искусствознания), Международного художественного фонда, Союза театральных деятелей РФ

 

Опыт научно-практической работы

 

Научно-исследовательская работа в фондах музейных и частных собраниях России и за рубежом (составление научных паспортов, описание, атрибуция и каталогизация  художественных произведений),  экскурсионная и преподавательская деятельность.

 

Основные публикации  (последние)

1.  Балетный костюм Л.Бакста: Проблемы исследования художественной символики. Символы, коды, знаки//Сборник материалов 10-й конференции из цикла «Григорьевские чтения». М., 2008. - С.51 – 64.

2 .Композиционные принципы построения художественных произведений (классический танец и изображение.)  //Грани культуры. Актуальные проблемы истории и современности. IV межрегиональная научная конференция. 15 декабря. 2008. - М., 2009. - С.241 – 252.

3. Поэтика русского балета в пластике малых форм конца XIX первой трети ХХ вв.  //Дискуссия теоретиков и практиков. 2010 №1(3). -  С. 108 -113.

4. Эстетика С.Дягилева в культурном пространстве современной эпохи //Наука о культуре и культурологическая деятельность в условиях современной России. Теоретико-методологические проблемы культурологи и искусствознания. РГСУ.  Вып. 7. М., 2011. - С. 96-100. 

5. Роль информационных технологий в изучении памятников искусства// Наука о культуре и культурологическая деятельность в условиях современной России.  Теоретико-методологические проблемы культурологи и искусствознания.  РГСУ. Вып. 7. М., 2011. - С.158-161.

6  А.Бенуа и балетный театр: к вопросам сценографии и дизайна// Актуальные проблемы социальной рекламы и дизайна. Сб. научных статей РГСУ. Вып. 2. М., 2011. - С. 113-122.

7. Импрессионистическое направление в интерпретации танца конца XIX - начала ХХ вв. (З.Серебрякова и Э.Дега) // Философия в контексте культуры. Международная научная конференция. 16 – 23 апреля. 2011г. Чехия (Прага). - С. 102 -106.

8. В.Бартанюк-посвящение театру (традиции и современность) //Материалы VII Международной Научно-практической конференции «Европейская наука».XXI века. 7-15 мая 2011 г. Философия, филология. - С.69-71.

9. Историография и иконография «Русских балетных сезонов» //Вестник Академии русского балета им. А.Я.Вагановой. с.Петербург. 2011 № 1(25). - С 100 -113.

10. Танец К. Сомова и С.Судейкина в художественно – образной природе ретроспективизма. //Театр. Живопись, Кино, Музыка. ГИТИС. Альманах. 2011 № 4. - С. 85- 97.

11. Архитектура театров мира: становление и эволюция развития (античность, средневековье, возрождение)  //« Проблемы международной интеграции национальных образовательных стандартов». Международная научная конференция.  Франция (Париж). Международный журнал экспериментального образования, 2012, № 4. - С. 53-58.

12. Творческая личность М. Фокина в контексте художественного наследия рубежа XIXXX вв. //Выдающиеся мастера и выпускники Петербургской школы балета. Сб. статей. АРБ им. А.Вагановой. СПб. - С. 55-64.

13. Истоки балетной иконографии (о двуединстве образа и эпохи) //Международная научная конференция. «Новые технологии, инновации, изобретения».  Мальдивские острова. 2012. Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2012 № 4. - С. 62-65.  

14. Архитектура театров мира: становление и эволюция развития (Западная Европа XVII-XX вв.)//«Культурное наследие России  в современном мире»  Международная научная конференция.  Англия (Лондон). Международный журнал  прикладных и фундаментальных исследований. 2012 № 7. - C. 147- 153.

15. Slavis genesis in historical-cultural heritage of theflrst period of «Russian ballet seasons» //Science, technology and Higher Education  Materials of the international research and practice conference. Vol.1. 2012.  Westwood, Canada. 2012. - P. 562-565.  

16. Специфика театральной экскурсии  (на основе экспозиций театральных музеев)// Актуальные проблемы науки и образования, Куба (Варадеро). 20-31 марта 2013.  Успехи современного естествознания" 2013, №2. - C. 115-118.

17. Сценический дизайн (свето-цветовое состояние балетного спектакля)// Актуальные проблемы социокультурного и художественного проектирования. Теоретико- методологические проблемы культурологи и искусствознания. Сб. научных статей. РГСУ  М., 2013.  Вып. 9. - C. 141-149.

18. Art historical analysis is a major component of the development of tours, art heritage// Priority directions of the development of science, technology, and engineering, Italy (Rome-Florence), 10 April -17 April International Journal of experimental education. 2013. - P. 69-70.

Конструктор сайтов - uCoz